ЦВЕТА́ЕВА Марина Ив. (1892-1941) - поэт, дочь И. В. Цветаева. Училась в муз. школе Зограф-Плаксиной, затем в 4-й г-зии, в 1902 с больной матерью и мл. сестрой уехала за границу, училась в интернатах Швейцарии и Германии. Летом 1906 вернулась в Россию, гимназич. образование закончила в Москве. Писать стихи Ц. Начала в раннем детстве. В 1910, еще в гимназии, издала первую кн. "Вечерний альбом", на к-рую откликнулись М. Волошин, Н. Гумилев. В 1911 в Коктебеле познакомилась с С. Я. Эфроном, за к-рого в 1912 вышла замуж. Вторая кн. "Волшебный фонарь" также насыщена реалиями ранних лет Ц. и свидетельствует об интенсивности ее духовной жизни, страстном увлечении нем. романтиками, Э. Ростаном, К. Бальмонтом, В. Брюсовым, дневником М. Башкирцевой и др. В 1912-22 появляются лишь неск. публикаций в ж. "Северные записки", однако именно в эти годы Ц. вступает в пору духовной и поэтич. зрелости. Стихи этих лет составили два выпуска - сб. "Версты" (вып. 1. М., Госиздат, 1922) и сб. стихов 1917-20 (М., Костры, 1921). В первый сб. "Версты" вошли циклы: "Стихи о Москве", "Стихи к Блоку", "Стихи к Ахматовой" и др. Ц. создает образ "своей Москвы", "нерукотворного града" с церквами, колокольным звоном, др. святынями. Второй вып. был замечен В. Брюсовым; высоко оценил его Вс. Рождественский, отметив у Ц. качество "огневой стихии слова", вдохновенное мифотворчество. В 1920-е гг. Ц. создает поэмы-сказки на фолькл. основе: "Царь-Девица", "Молодец", "Егорушка" (не завершена), "Переулочки". Весной 1922 Ц. с дочерью уехала в Берлин к мужу, офицеру Белой армии, затем в Чехию, в 1925 переехала в Париж. Печатала стихи в ж. "Воля России", "Современные записки" и др. Опубликовала кн.: "Стихи к Блоку" (1922), "Разлука" (1922), "Психея. Романтика" (1923). Восприятие событий рев-ции и гражд. войны отразилось в кн. "Лебединый стан" (впервые: Мюнхен, 1957) и "Ремесло" (Берлин, 1923). Трагедия России переживается Ц. сквозь призму истории (Смутное время, татарское иго), Белое движение воспето как святой подвиг (циклы "Разлука", "Георгий" и др., обращенные к С. Я. Эфрону). Последняя прижизненная кн. Ц. "После России. 1922-1925" (Париж, 1928) была высоко оценена рус. заруб. критикой (Г. Адамович, В. Ходасевич и др.). В поэзии Ц. постепенно усиливается ощущение трагического разлада с жизнью, несовместимости духовного и земного. Романтич. максимализм, безмерность и безоглядность чувств вступают в конфликт с "миром мер", что выразилось не только в лирике, но и в поэмах, к-рые с сер. 1920-х гг. почти полностью вытесняют лирику: "Поэма Горы" и "Поэма Конца" (1924), "Крысолов" (1925), "Поэма Лестницы" (1926). Поэмы "С Моря" и "Попытка комнаты" (1926), "Новогоднее" и "Поэма Воздуха" (1927) обращены к Б. Пастернаку и Р. М. Рильке и тесно связаны с интенсивной перепиской Ц., Пастернака и Рильке в 1926. В 1929 Ц. написала "поэму гражданской войны" "Перекоп", с кон. 1920-х гг. работала над "Поэмой о Царской семье" (не завершена). Еще в России в 1917-18 Ц. пережила сильное увлечение т-ром; к этому времени относится ее дружба с ученицей Е. Б. Вахтангова С. Е. Голлидэй - ей посвящен цикл "Стихи о Сонечке" (1919) и "Повесть о Сонечке" (1937). В 1918-19 Ц. написала шесть романт. пьес ("Фортуна", "Приключение" и др.). Позднее были написаны две стихотв. трагедии на любимые Ц. античные сюжеты: "Ариадна" (1924) и "Федра" (1927). В 1930-е гг. Ц. в основном работает над прозой: очерки, связанные с памятью детства ("Отец и его музей", "Дом у Старого Пимена", "Мать и музыка" и др.); эссе о поэтах-совр. (О. Мандельштаме - "История одного посвящения", М. Волошине - "Живое о живом", А. Белом - "Пленный дух", К. Бальмонте - "Слово о Бальмонте", М. Кузмине - "Нездешний вечер"); два очерка о Пушкине ("Мой Пушкин" и "Пушкин и Пугачев"); о совр. поэтах и о поэзии ("Эпос и лирика современной России", "Искусство при свете совести" и др.). Во 2-й пол. 1930-х гг. Ц. все более испытывает одиночество в среде рус. эмиграции, свою чуждость какому бы то ни было "стану" ("Двух станов не боец, а - если гость случайный..."). На захват фашист. Германией Чехии Ц. откликнулась "Стихами к Чехии". В июне 1939 Ц. с сыном уезжает в сов. Россию, куда ранее уже уехали С. Я. и А. С. Эфроны. Вскоре после возвращения переживает аресты дочери и мужа, испытывает тяжелую материальную нужду, бездомность. Занимается в основном пер., ставшими единств. источником заработка. Оказавшись в эвакуации в Елабуге, в состоянии одиночества и крайней безысходности, 31 авг. 1941 покончила с собой. Подготовленная Ц. к печати в кон. 1940 кн. стихов не вышла. С творчеством Ц. отеч. читатель начал знакомиться с нач. 1960-х гг.
М. И. Цветаева